«170 лет назад здесь была ямская станция»

Татьяна Андреева, инженер связи из Чудова — о том, как менялась жизнь городка на пути «Сапсана» Москва — Санкт-Петербург.

Городок Чудово расположен на пути «Сапсана» Москва — Петербург — в том месте, где от трассы отходит ветка на Великий Новгород. Никто точно не знает, как возникло такое удивительное название города: то ли от слова «чудо», то ли от племени «чудь». В XIX веке в Чудове часто отдыхал и охотился поэт Некрасов, автор известных всем со школы стихотворений «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины» и «Железная дорога». А в советское время название города Чудово можно было встретить на спичечных коробках: именно здесь находилась одна из главных спичечных фабрик страны.

Как и во всех маленьких городах, жизнь в Чудове имеет свои особенности. Бывали годы, когда его жителям приходилось ездить в Санкт-Петербург не только за культурой, но и за продуктами. После этого появилась даже шуточная загадка: «Длинная, зеленая, колбасой пахнет — что это? Электричка из Ленинграда!» Многие уезжали в северную столицу учиться и работать, а потом переезжали туда насовсем.

А другие оставались. Татьяна Григорьевна Андреева родилась в Чудове и прожила здесь почти всю жизнь — 72 года. Из них 37 лет она проработала на железной дороге, в Чудовской дистанции сигнализации и связи. Сейчас Татьяна Григорьевна — ветеран труда и пенсионер РЖД. И по-прежнему не хочет менять свой родной город на какой-либо другой.

Я родилась в 1947 году, как раз в том доме, где раньше жил Николай Алексеевич Некрасов: после войны уцелевших домов в городе было мало, и роддом размещался в некрасовской усадьбе. Сейчас там музей, конечно. Школу я тоже закончила здесь, после нее поступила в Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ), а потом училась в Новгороде, в Политехе. Но в итоге все равно вернулась в Чудово. Здесь же и вышла замуж — за одноклассника. В общем, как в пословице: «Где родился, там и пригодился».

Город наш маленький, но мне здесь нравится: тихо, уютно, воздух чистый. И каждый друг друга знает. Идешь по улице — все с тобой здороваются, всегда пообщаться можно. И с каждым годом здесь все красивей становится. Да и потом мы же тут не сидим безвылазно: часто бываем в Новгороде и в Питер ездим, к сыну и внукам.

После появления «Сапсана» многое здесь изменилось в лучшую сторону. Очень красивым стал чудовский железнодорожный вокзал. Это вообще старинное здание, памятник архитектуры. Он и войну пережил, но был довольно заброшенным. А платформы деревянные здесь были аж до 80-х годов. Сейчас и платформы новые, и вокзал реставрировали — там внутри исторические панно, а снаружи фонтан и освещение отличное.

Да и не только вокзал изменился. Вокруг вокзала территорию облагородили, сделали парковку для машин. А еще артистам и музыкантам из других городов стало удобнее приезжать в наш Дом культуры на День города и другие праздники. Поэтому они у нас чаще стали выступать.

Работа на железной дороге сейчас не такая, как раньше, конечно. Когда я начала работать в бригаде по обслуживанию устройств связи на путях, я там была единственной женщиной. Доводилось выходить на дежурства и в 2009 году, когда «Сапсан» вошел в эксплуатацию. Нам, связистам, нужно было по голосовой связи объявлять, что «Сапсан» проследовал станцию Чудово в такое-то время, все в порядке. И обязательно надо было сказать, кто докладывает, по фамилии. Это было приятно, что нас слушают в Петербурге. Сейчас много автоматики стало, так что связистов, наверное, теперь будет меньше. Зато с появлением «Сапсана» молодежь охотнее идет в проводники, у них красивая форма. Еще появилась такая работа, как охранник на вокзале, для нашего тихого городка это непривычно.

Ну а теперь скоростная дорога появилась, так что я думаю, Чудово и дальше будет меняться к лучшему

Сама я только один раз ездила на «Сапсане». У меня в Москве еще один сын и дочка живут. И вот, когда родился мой пятый внук Данила, мы поехали туда на «Сапсане». Но, честно говоря, я даже и не успела заметить, что там было в поезде — настолько быстро мы доехали. Вроде только что вошла, посмотрелась в зеркальце, проверила свои вещи — и вот уже зять встречает на платформе в Москве. В общем, так и не успела понять, что это была за поездка.

Смешно, потому что за годы работы связистом на железной дороге мне довелось поездить на всех видах железнодорожного транспорта. Звонит из Питера внук, я ему: «А я сейчас на дрезине еду на работу!» А он: «Ого, я тебе завидую, бабушка, я бы тоже хотел!» Когда укладывали путь для «Сапсана», я тоже рядом работала, связь налаживала. Запомнилось, что его называли ««Шелковый путь». Ну а когда сама поехала по этому пути на «Сапсане», так ничего и не успела почувствовать. Хотя, наверное, это и хорошо, когда поезд так незаметно летит.

Зато дети мои постоянно ездят к нам в Чудово: на «Ласточках» из Питера и на «Сапсанах» из Москвы. Малышей своих привозили, когда они только родились. А теперь внуки сами уже ездят к нам на поездах. Это, конечно, удивительно, как дороги меняют жизнь. Чудово ведь и выросло благодаря этой дороге. В XIX веке тут была всего лишь небольшая деревня, ямская станция. А когда построили первую очередь Николаевской железной дороги, то в честь ее открытия царь Николай доехал на своем императорском поезде как раз до Чудова. Вскоре после этого построили ветку на Новгород, и сразу стал расти поселок, а потом уже и город с разными предприятиями... Ну а теперь скоростная дорога появилась, так что я думаю, Чудово и дальше будет меняться к лучшему. Никуда и уезжать нам отсюда не надо. Знаете, как в наше время пели: «Дорога железная как ниточка тянется — а сердце горячее горячим останется».